Муниципальный округНагатино-Садовники

    в городе Москве

    Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

    Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ
    "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

    С изменениями и дополнениями от:

    21 ноября 2011 г., 21 октября 2013 г., 4 июня, 11 октября 2018 г.

     

    Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

     

    Статья 1

    1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

     

    Статья 2

    Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

    1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 изменен с 15 июня 2018 г. - Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 145-ФЗ

    См. предыдущую редакцию

    2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

    3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

    4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

    5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

     

    Статья 3

    1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

    1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

    2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

    3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Методические рекомендации "Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов" (одобрены Президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 34))

    2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

    1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

    2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

    3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

    ГАРАНТ:

    Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. N 400

    3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

    1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 279-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

    3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Порядок организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России, утвержденный приказом Минюста России от 4 октября 2013 г. N 187

    4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

    5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

     

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 6

    6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

    7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 8

    8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

     

     

    Статья 4

    1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

    1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

    2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

    2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

    3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

    4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

    4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ часть 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

    См. текст части в предыдущей редакции

    5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в часть 6 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст части в предыдущей редакции

    6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

     

    Статья 5

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 22 октября 2018 г. - Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 362-ФЗ

    См. предыдущую редакцию

    1. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

    Информация об изменениях:

    Статья 5 дополнена частью 1.1 с 22 октября 2018 г. - Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 362-ФЗ

    1.1. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

    1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

    2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

    3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

    4) международными и иностранными организациями;

    5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

    2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

    3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

     

    Президент Российской Федерации

    Д. Медведев

     

    Москва, Кремль

    17 июля 2009 г.

    N 172-ФЗ

    Прикрепленные файлы

    Скачать файл целиком