«За 2022 год в Российской Федерации зарегистрировано более 370 тысяч краж и мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. А за первый квартал текущего года – уже более 100 тысяч.
Согласно имеющейся информации, многие звонки телефонных мошенников поступают с территории Украины. Большинство из них являются абонентами украинских операторов мобильной связи. Полицейскими выявляются факты перечисления похищенных денежных средств на счета, открытые на имена граждан Украины.
Для хищения злоумышленники продолжают активно использовать методы социальной инженерии. Они представляются сотрудниками банковских учреждений или правоохранительных органов. Запугивают информацией о том, что с вашего счета пытаются снять деньги или взять на ваше имя кредит. А затем просят сообщить им реквизиты банковской карты, перевести средства безналичным платежом на так называемый безопасный счет либо передать их через курьера.
При этом преступники изобретают новые способы убеждения. Например, в последнее время потерпевшим не просто звонят с незнакомого номера, а используют мессенджер, устанавливая в качестве фотографии вызывающего абонента логотип какой-либо организации. Таким образом у потерпевшего может сложиться впечатление, что к нему обращаются работники банка либо государственного учреждения.
Кроме того, войти в доверие мошенники пытаются с помощью видеозвонков. На экране они могут показать кабинет с символикой той или иной структуры, а собеседник изобразит типичного офисного работника и представится сотрудником этой организации.
Все чаще мошенники стали использовать вредоносное программное обеспечение. Они предлагают заработок, товары или услуги и склоняют граждан установить на телефон специальные приложения, с помощью которых получают доступ к их финансовым активам.
Еще один новый метод – использование многоэтапных схем со сложными психологическими манипуляциями. Сначала человека убеждают в том, что на его имя мошенники оформляют кредиты и предлагают принять участие в операции по их задержанию. Цель мошенников – завоевать полное доверие жертвы и затем управлять ее поведением под предлогом заботы о безопасности.
После того как по указанию мнимых правоохранителей гражданин переводит им все свои накопления, начинается второй этап. Потерпевшим сообщают, что мошенники узнали о том, что они помогают правоохранительным органам, и собираются мстить. Доверчивых людей убеждают покинуть место постоянного проживания, прервать общение с родственниками и друзьями, сменить телефон и SIM-карту, скрыться в гостинице или съемной квартире в другом населенном пункте. После этого их родственникам поступают сообщения о якобы имевшем место похищении с требованием заплатить выкуп. Иногда потерпевших склоняют к тому, чтобы записать голосовое сообщение или видеообращение к родственникам с просьбой выполнить все поступающие указания.
При этом используемые схемы общения могут меняться. Объединяет все эти уловки то, что они маскируются под специальные операции правоохранительных органов либо так или иначе связаны с проведением специальной военной операции.
Следует запомнить одно простое правило: никакие процессуальные действия сотрудниками правоохранительных органов по телефону не проводятся.
То же самое относится к случаям, когда человек, называющий себя сотрудником правоохранительных органов, предлагает вам участвовать в каких-то действиях по задержанию мошенников. Такие вопросы не могут обсуждаться по телефону.
МВД России призывает граждан не доверять незнакомцам и не выполнять поручения неизвестных лиц. Никому не сообщайте свои личные данные, сведения о банковских картах и полученные СМС-коды», - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Пресс-служба УВД по ЮАО
(495) 734-61-22